Общие сведения.
Скоростное амфибийное судно на воздушной подушке НЕПТУН 34 "Ирбис" предназначено для перевозки 3200 кг груза или до 32 пассажиров. Судно обеспечивает круглогодичную эксплуатацию по рекам, озерам и в прибрежных зонах морей и водохранилищ в прямой видимости берега. Ховеркрафт построен на основе современного совмещенного движительно-нагнетательного комплекса. Ховеркрафт оснащается винтами изменяемого шага (ВИШ), двумя современными ДВС, гибким ограждением ВП типа "юбка".
Корпус.
Корпус клепанный, набран по смешанной системе набора. В качестве набора использован профильный прокат. Материал корпуса - высокопрочный коррозионостойкий алюминиевый сплав АМг5М. Конструктивно корпус ховеркрафта представляет собой два отделенных друг от друга отсеком нагнетателем ВП водонепроницаемых понтона, связанных между собой днищевым перекрытием и непрерывным продольным набором бортов. Корпус ховеркрафта имеет носовой и кормовой подрезы с закругленной в плане формой носовой оконечности и прямоугольной кормой. Прочность корпуса отвечает требованиям Правил РРР. Корпус разделен на шесть отсеков: форпик, ходовой, салон, топливный, нагнетательный, моторный. Все отсеки кроме нагнетательного, водонепроницаемы. Роль ахтерпика на судне выполняет кормовой бак плавучести. Ховеркрафт непотопляем при затоплнении любого одного из водонепроницаемых отсеков. Вдоль все длины корпуса установлены съемные бортовые секции, которые являются жесткой частью ресивера ГО и обеспечивают проход вдоль судна, а также размещения негабаритного груза.
Салон.
Надстройка выполнена по типу "сэндвич" и состоит из армированной стеклопластиковой оболочки и приформованного к ней утеплителя. Доступ в форпик осуществляется через люк в носовой части надстройки. Вход в салон осуществляется через двери левого и правого борта. Люки и двери оснащаются запорными устройствами. В ходовой предусмотрено ветровое стекло типа "триплекс" со стеклоочистителями и обдувом подогретого воздуха. Боковые окна двухслойные выполнены из органического стекла. Ходовая отделена от салона двухстворчатой дверью. В ходовой имеется помещения для багажа и шкаф для верней одежды экипажа. В ходовой установлены двая мягких кресла для членов экипажа. Напротив кресла судоводителя расположен пульт управления, запуска двигателей, контроля работы систем и механизмов.
В салоне расположены 32 мягких кресла автобусного типа: 8 рядов по четры кресла с проходом по середине. Высота салона в ДП - 1,95 м. В кормовой части салона возможна установка туалетной комнаты. Отопление салона обеспечивается за счет двух (или более) отопителей от разных двигателей.
Двигатель и трансмиссия.
В качестве главных двигателей на ховеркрафт установлены два дизельных шестицилиндровых Cummins. Для контроля за работой двигателей в панели управления установлены тахометры и други приборы.
Двигатели установлены в моторном отсеке вдоль левого и правого бортов. Каждый двигатель имеет независимую систему питания и охлаждения. На каждый двигатель навешены механизмы трансмиссии, состоящие из ременных блоков и карданных валов. Трансмиссия левого и правого борта независимо передают вращение на нагнетатели воздушной подушки и воздушные винты своего борта. Данное качество позволяет создавать искусственный крен путем изменения оборотов нагнетателя ВП, а также сохранять работоспособность и ход ховеркрафта при выходе любой части трансмиссии или отказе двигателя.
Гибкое ограждение воздушной подушки (ГО).На ховеркрафте принята двухярусная схема гибкого ограждения с гибким ресивером в верхнем ярусе и съемными элементами в нижнем (тип "юбка"). Площадь воздушной подушки секционируется по схеме "крест", образуя четыре зоны. Создание зон различного давления под корпусом судна позволяет накренять судно, а также восстанавливать горизонтальное положение судна после воздействия негативных явлений. Каждую секунду нагнетатель ВП подает воздух под давлением в ресивер, который через множество отверстий направляет его к съемным элементам. Далее воздух выходит через кромку между съемным элементом и поверхностью. Данная схема позволяет оставаться ресиверу и съемным элементам эластичными. Т.е. при прохождени препятствий гибкие элементы отклоняются и пропускают предмет под собой не пытаясь "сломать" его. Т.к. верхний ярус не контактирует с поверхностью, то его износ минимален. В контакте с поверхностью участвует только нижний сегментный ярус, который состоит из множества независимых элементов. Каждый элемент крепится к ресиверу четырьмя болтами. Замена проста и не требует специальных навыков. Благодаря постоянному расходу воздуха в ВП, ГО будет сохранять возможность движения ховеркрафта даже при потере 100% съемных элементов и значительных повреждениях ресивера. Материал ГО - прорезиненная ткань на основе резинового капрона. Данная ткань позволяет расправляться и принимать заданную форму в условиях низких температур.
Винт изменяемого шага (ВИШ).
На ховеркрафте установлены два винта изменяемого шага в аэродинамических насадках. Возможна разнонаправленная работа ВИШей левого и правого борта, что позволяет получить управляющий момент с центром вращения в районе кормы. Лопасти винтов могут фиксироваться в необходимых положениях, что позволит ховеркрафту двигаться вперед или назад, а также висеть на месте. За винтами на аэродинамических насадках устанолены блоки воздушных рулей. Воздушные рули создают управляющий момент в районе носа.
Прочее.
Ховеркрафт оснащается балластной системой диферентования, датчиком диферента, усилителями ВИШ, системой пожаротушения, спасательными жилетами, якорем и прочее. По отдельному заказу возможно изготовление и установка дополнительных топливных и грузовых ящиков, переоборудование салона, установка систем навигации, РЛС, предпусковых подогревателей, СГУ и другого оборудования.
|