|
29.09.2016 Очаровательный междусобойчик-Гидроавиасалон 2016.
Он завершился в
минувшее воскресенье в Геленджике. Мероприятие, между прочим, толковое,
там нет гигантизма мировых авиасалонов, есть возможность всё посмотреть,
почти всё потрогать, многое услышать и обсудить. Кто-то считает, что
когда государство представляет «всего лишь» министр промышленности и
торговли – это снижает значимость форума. Им подавайте президента или,
на худой конец, премьера. Но ответственно заявляю, что самый бестолковый
день для пишущей прессы – посещение выставок первым лицом. Бедлам
полный.
Единственное, что огорчило, – о гидроавиасалоне почти никто из почтенной
публики не знал. Ни растяжек, ни рекламы. Вспомните любой МАКС – об
авиакосмическом салоне в Жуковском знает вся страна, и сотни тысяч людей
бросают дела, семьи и штурмуют электрички, автобусы, пробки на дорогах,
чтобы увидеть полёты и экспозицию своими глазами.
Что нового?
Конечно, первый серийно выпущенный в Таганроге и серьёзно
модернизированный самолёт-амфибия Бе-200. Прежний Бе-200 был самолётом,
который строили шаблонно-плазовым методом. Сегодня, как говорят, его
оцифровали и делают по современным технологиям. Завод планирует
выпускать по 8 таких воздушных судов в год. Однажды спросил заслуженного
лётчика-испытателя Александра Костюка про этот самолёт (Александр
Иванович проводил сертификационные испытания), и тот ответил: «Сырой,
промышленность на наши требования по доработкам не реагирует». Но то
было давно. Сегодня есть надежда, детские болезни вылечили, и,
утверждать не могу, возможно, приборная доска на посадке и взлёте при
волнении моря уже не вибрирует так, что все приборы сливаются в одно
размытое облако.
Он завершился в
минувшее воскресенье в Геленджике. Мероприятие, между прочим, толковое,
там нет гигантизма мировых авиасалонов, есть возможность всё посмотреть,
почти всё потрогать, многое услышать и обсудить. Кто-то считает, что
когда государство представляет «всего лишь» министр промышленности и
торговли – это снижает значимость форума. Им подавайте президента или,
на худой конец, премьера. Но ответственно заявляю, что самый бестолковый
день для пишущей прессы – посещение выставок первым лицом. Бедлам
полный.
Единственное, что огорчило, – о гидроавиасалоне почти никто из почтенной
публики не знал. Ни растяжек, ни рекламы. Вспомните любой МАКС – об
авиакосмическом салоне в Жуковском знает вся страна, и сотни тысяч людей
бросают дела, семьи и штурмуют электрички, автобусы, пробки на дорогах,
чтобы увидеть полёты и экспозицию своими глазами.
Что нового?
Конечно, первый серийно выпущенный в Таганроге и серьёзно
модернизированный самолёт-амфибия Бе-200. Прежний Бе-200 был самолётом,
который строили шаблонно-плазовым методом. Сегодня, как говорят, его
оцифровали и делают по современным технологиям. Завод планирует
выпускать по 8 таких воздушных судов в год. Однажды спросил заслуженного
лётчика-испытателя Александра Костюка про этот самолёт (Александр
Иванович проводил сертификационные испытания), и тот ответил: «Сырой,
промышленность на наши требования по доработкам не реагирует». Но то
было давно. Сегодня есть надежда, детские болезни вылечили, и,
утверждать не могу, возможно, приборная доска на посадке и взлёте при
волнении моря уже не вибрирует так, что все приборы сливаются в одно
размытое облако.
Он завершился в
минувшее воскресенье в Геленджике. Мероприятие, между прочим, толковое,
там нет гигантизма мировых авиасалонов, есть возможность всё посмотреть,
почти всё потрогать, многое услышать и обсудить. Кто-то считает, что
когда государство представляет «всего лишь» министр промышленности и
торговли – это снижает значимость форума. Им подавайте президента или,
на худой конец, премьера. Но ответственно заявляю, что самый бестолковый
день для пишущей прессы – посещение выставок первым лицом. Бедлам
полный.
Единственное, что огорчило, – о гидроавиасалоне почти никто из почтенной
публики не знал. Ни растяжек, ни рекламы. Вспомните любой МАКС – об
авиакосмическом салоне в Жуковском знает вся страна, и сотни тысяч людей
бросают дела, семьи и штурмуют электрички, автобусы, пробки на дорогах,
чтобы увидеть полёты и экспозицию своими глазами.
Что нового?
Конечно, первый серийно выпущенный в Таганроге и серьёзно
модернизированный самолёт-амфибия Бе-200. Прежний Бе-200 был самолётом,
который строили шаблонно-плазовым методом. Сегодня, как говорят, его
оцифровали и делают по современным технологиям. Завод планирует
выпускать по 8 таких воздушных судов в год. Однажды спросил заслуженного
лётчика-испытателя Александра Костюка про этот самолёт (Александр
Иванович проводил сертификационные испытания), и тот ответил: «Сырой,
промышленность на наши требования по доработкам не реагирует». Но то
было давно. Сегодня есть надежда, детские болезни вылечили, и,
утверждать не могу, возможно, приборная доска на посадке и взлёте при
волнении моря уже не вибрирует так, что все приборы сливаются в одно
размытое облако.
Он завершился в минувшее воскресенье
в Геленджике. Мероприятие, между прочим, толковое, там нет гигантизма мировых
авиасалонов, есть возможность всё посмотреть, почти всё потрогать, многое
услышать и обсудить. Кто-то считает, что когда государство представляет «всего
лишь» министр промышленности и торговли – это снижает значимость форума. Им
подавайте президента или, на худой конец, премьера. Но ответственно заявляю,
что самый бестолковый день для пишущей прессы – посещение выставок первым
лицом. Бедлам полный. Единственное, что огорчило, – о гидроавиасалоне почти
никто из почтенной публики не знал. Ни растяжек, ни рекламы. Вспомните любой
МАКС – об авиакосмическом салоне в Жуковском знает вся страна, и сотни тысяч
людей бросают дела, семьи и штурмуют электрички, автобусы, пробки на дорогах,
чтобы увидеть полёты и экспозицию своими глазами. Что нового? Конечно, первый
серийно выпущенный в Таганроге и серьёзно модернизированный самолёт-амфибия
Бе-200. Прежний Бе-200 был самолётом, который строили шаблонно-плазовым
методом. Сегодня, как говорят, его оцифровали и делают по современным
технологиям. Завод планирует выпускать по 8 таких воздушных судов в год.
Однажды спросил заслуженного лётчика-испытателя Александра Костюка про этот
самолёт (Александр Иванович проводил сертификационные испытания), и тот
ответил: «Сырой, промышленность на наши требования по доработкам не реагирует».
Но то было давно. Сегодня есть надежда, детские болезни вылечили, и, утверждать
не могу, возможно, приборная доска на посадке и взлёте при волнении моря уже не
вибрирует так, что все приборы сливаются в одно размытое облако.
Амфибия Бе-200, если сказать честно,
наверное, не самый лучший самолёт в мире для пожаротушения – высокая скорость
мешает эффективности, точности применения. Но у него есть и другие профессии –
поисковые и спасательные операции на воде. Ещё одна новость заключается в том,
что безграмотные попытки пристроить на этот самолёт «сухопутные» двигатели
российско-французского производства SaM‑146 приостановлены. Во всяком случае до
появления подходящего по характеристикам отечественного двигателя. А пока
самолёт будет строиться и летать с «оморяченными» двигателями
Д-436ТП,производство которых давно налажено в Запорожье на заводе «Мотор Сич».
Об этом сообщил ТАСС генеральный директор Таганрогского авиационного
научно-технического комплекса (ТАНТК) имени Бериева Юрий Грудинин: «Двигатель
прошёл очень большой цикл испытаний, связанных с условиями работы в агрессивной
среде, и на данный момент это единственный двигатель в мире, который прошёл
данную процедуру. Если сейчас будем отказываться от него, то должны понимать,
что это большой цикл испытаний, большой временной цикл. Сейчас такая работа
ведётся с Минпромторгом, но на данный момент самолёт имеет двигатель, который
сертифицирован с самолётом». Логично – вода и морская соль мигом сожрут обычный
движок. Вообще самый лучший вариант для решения проблем с газотурбинными
двигателями для российской авиации и флота – сменить руководство Украины на
более вменяемое. Но в этом есть и минус. Тогда ростеховская Объединённая
двигателестроительная корпорация (ОДК) вновь сможет позволить себе впасть в
любимое состояние – спячки, обещаний и ожидания манны небесной. От земноводных
к сухопутным На сухопутной экспозиции (в этом году была и такая) на лётном поле
аэропорта Геленджик показали ещё одно «чудо», не водоплавающее. Называется оно
ТВС-2ДТ (ТВС – турбовинтовой самолёт, ДТ – демонстратор технологий). В Новосибирском
СибНИА им С.А.Чаплыгина давно и упорно реанимируют проект самолёта-биплана Ан-2
(с 1947 года по настоящее время выпущено более 18 тыс. штук!) в современном
обличии. Начали с капитальной модернизации старых «кукурузников» – установки
турбовинтового двигателя, современной авионики, таких «Анов» сделано более двух
десятков. Сегодня дошли до крыльев и хвостового оперения из композиционных
материалов, при этом нижнее крыло элегантно интегрировали с верхним. Говорят,
что скоро и фюзеляж тоже будет композитным.
Избавились от расчалок, поработали с
аэродинамикой, самолёт прибавил в скорости, грузоподъёмности, дальности,
снизился расход топлива, к тому же керосин в разы дешевле авиационного бензина.
Турбовинтовой «Ан» забирается на высоту три тысячи метров с 12 парашютистами
вдвое быстрее самолёта с поршневым мотором. Проблема одна – стоимость Ан-2
«новой генерации». Один только заокеанский двигатель Honeywell тянет под
миллион долларов. Отечественных турбовинтовых двигателей подходящей мощности
(900–1500 л.с.) на горизонте пока не видно. Совсем не самолёт… Экранопланы –
снова одни жалобы: «Не дают денег на реализацию проектов». Правда, незаметно
промелькнуло сообщение РИА «Новости», что экраноплан «Спасатель»,
законсервированный в 90-е годы прошлого века, будет переоборудован в
лабораторию для отработки технологий строительства нового поколения таких
машин. Это слова недавно назначенного генерального директора нижегородского ЦКБ
по СПК им. Р. Алексеева Сергея Дементьева: – Экраноплан «Спасатель», который
представлен (макет. – Прим. ред.) нами на выставке Гидроавиасалон-2016, это
советский проект 09037, который в своё время был заложен на судостроительном
заводе «Волга». В настоящий момент такой экраноплан находится в 90%-ной стадии
достройки, но, к сожалению, в 90-е годы XX века эта программа была
законсервирована, и он остался ржаветь. Не знаю, когда у меня была возможность
познакомиться с этой машиной вблизи, потрогать её руками, никакой ржавчины на
ней не было. Дементьев также добавил, что ЦКБ Алексеева рассматривает данную
машину в первую очередь как гражданский проект. Однако если государством будет
поставлена задача по разработке военной версии экраноплана, то конструкторское
бюро рассмотрит применение «Спасателя» в этих целях. Стоит уточнить, что сделать
на базе «Спасателя» военную версию проще простого – в его основе лежит
испытанный со всех сторон ударный ракетный экраноплан «Лунь». Ну а Минпромторг
рассчитывает использовать экранопланы для перевозки грузов,
поисково-спасательных операций и пожаротушения. Об этом заявил министр
промышленности и торговли РФ Денис Мантуров: – Мы исходим из того, что
экраноплан будет использоваться для перевозки грузов, поисково-спасательных
операций и как техника для пожаротушения. Перспективные разработки в КБ Алексеева
(Нижний Новгород) могут обеспечить сброс воды до 200 тонн. У Бе-200 – 12 тонн.
Это существенная разница и повышает конкурентоспособность нашей техники. У нас
для этого есть все возможности и в фундаментальной науке, и в прикладной.
Минпромторг рассчитывает развивать экранопланы в сторону перевозки
крупногабаритных грузов и обеспечивать, таким образом, экономически выгодные
параметры для перевозчиков таких грузов. По словам г-на Мантурова, для этого
есть все перспективы с учётом тех технологических решений, которые создавались
в КБ Алексеева: «Это основной институт, который обеспечивает разработку и
производство подобной техники. Экраноплан – одна из перспективных ниш для
развития гидроавиации. Он находится на стыке к компетенции морской техники и
авиационной техники. Система регистрации находится в ведении морского регистра,
и мы относим его к морской технике». Вот в этом-то кроется и главная беда
экранопланов – ещё в советские времена они подвисли между различными
ведомствами. До недавнего времени громада «Спасателя» (полная масса – до 400
тонн) занимала добрую половину цеха «Судостроительного завода «Волга» в Нижнем
Новгороде – его размеры превышают габариты сверхтяжёлого военно-транспортного
самолёта «Ан-124» «Руслан». Но в августе стало известно, что экраноплан
переведён на смежную территорию АО «Завод «Красное Сормово». Зачем –
когда-нибудь узнаем. Что не ясно, так это будет ли «Спасатель»-лаборатория
летающим экранопланом или останется памятником гению предков. Интрига Опять был
слышен «шепоток» про восстановление производства самолёта амфибии А‑40
«Альбатрос» (Бе-42). «Альбатрос» был создан на ТАНТК им. Г.М. Бериева главным
конструктором А.К. Константиновым. Вроде собираются возродить этот самолёт в
роли противолодочного. Бе-200 – это практически вдвое уменьшенный по массе
вариант «Альбатроса». При сравнении главной характеристики самолётов-амфибий
это особенно заметно: мореходность «Альбатроса» – 2,2 метра (высота волны),
Бе-200 – 1,2 метра. Остальные данные – высота, скорость, дальность, грузоподъёмность
– у А-40 также значительно выше, чем у младшего сородича. В мире ему
конкурентов не существует. Самолёт совершил первый полёт в 1986 году, позже
произвёл фурор на международных выставках, наши рыночники всё надеялись сделать
его экспортным товаром. Не вышло – серьёзные военно-морские державы как-то не
спешат покупать российские авиационные средства. Согласитесь, трудно
представить себе А‑40 в составе ВВС Австралии или Великобритании. При Анатолии
Сердюкове Минобороны вроде уже окончательно отказалось от этого самолёта. Но
место России в мире заметно изменилось, оказалось, что надо чем-то заменить
устаревшие противолодочные Бе-12, которые постепенно занимают места в музеях. И
в марте 2016-го командование Морской авиации Черноморского флота заявило, что к
2020 году Бе-12 поменяют на А-40 (Бе-42) «Альбатрос». Что на это ответит
промышленность, ждать осталось недолго. Действительность такова, что сначала на
всю страну объявляют, что начали что-то делать, строить и даже обозначают даты,
когда «оно» полетит. И всё уже думают: «Ура! Наконец-то запрягли, теперь быстро
поедем!» А на деле тянется пустышка – отрабатывается сначала бег на месте,
потом шаг, и наконец доносится: «Стой, раз-два!» А вдруг сейчас с Сирией,
Украиной и санкциями что-то уже поменялось?
№ 38 (529) от 29 сентября 2016 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
Источник: