+7 (495) 643-30-57
СВП


Наши партнёры
Сравнительные таблицы
 Сравнительная таблица
 Сравнение от души
 Сравнительная таблица "самых" малых судов
 Сравнительная таблица малых судов
 Сравнительная таблица 6 местных судов
 Сравнительная таблица 7 местных СВП


Подписаться на новости

Подписаться письмом


Новости



10.09.2019

«Торпедный катер выполз на берег и скрылся в лесу»



Все читатели знают о вертолетах, судах на воздушной подушке и судах на подводных крыльях. Многие уверены, что эта техника появилась в 50-60-е годы ХХ века. Однако, это не так. Вертолеты, суда на воздушной подушке и подводных крыльях появились в конце 30-х годов и даже приняли участие во Второй мировой войне. По объективным причинам их участие не было массовым, но оно было. О них наш рассказ.

Суда на воздушной подушке

История развития техники порой бывает несправедлива. В западной технической литературе сказано, что первые практические суда на воздушной подушке (СВП) спроектировал английский инженер Кристофер Сидней Коккерели в 1959 году. Он стал известен потому, что пассажирские СВП в 60-х годах ХХ века были самыми быстроходными судами, перевозившими пассажиров через пролив Ла-Манш. Но правда заключается в том, что за 25 лет до этого профессор Новочеркасского политехнического института Левков уже создал и испытал на Копанском озере катера на воздушной подушке. Владимир Израилевич Левков (1895-1954) начал получать высшее образование в Германии, но после начала Первой мировой войны вынужден был вернуться в Россию. На родине он стал студентом Донского политехнического института в Новочеркасске и уже тогда увлекся идеей транспортного средства на воздушной подушке. Назывался этот вид транспорта в то время «бесколесный вездеход».

В 1925 году Левков написал научную работу «Вихревая теория ротора», в которой описал принцип работы судов на воздушной подушке. В 1935 году был испытан его первый опытный двухместный катер Л-1, который подтвердил жизнеспособность этого направления в судостроении. В СССР тех времен, все новые изобретения обязательно находили свое применение в армии или на флоте. Военные заинтересовались и выделили Левкову Копанское озеро в Ленинградской области под полигон для испытания его СВП. Об этих испытаниях стало известно только после войны из мемуаров одного из испытателей этих катеров – адмирала Никитина из его книги «Катера пересекают океан».

После экспериментального Л-1 на озере прошел испытания серийный катер Л-5. Это был настоящий боевой корабль длиной 24 метра и водоизмещением 11 тонн. На испытаниях он развил фантастическую скорость 73 узла (135 км/ч)! Заказчик (военно-морской флот) был в некотором ступоре. Иметь боевой катер с такой скоростью – мечта, но что с ним делать? Для начала военные предложили вооружить его торпедами и пулеметами и сделать из него торпедный катер. Испытания с озера перенесли в Финский залив. Мореходность катера составляла 3 балла.

 

Катера ходили над сушей, льдами, над сплавом бревен на реке. Они выходили на обрывистый берег и преодолевали глубокие рвы. Моряки, участвующие в испытаниях катеров серии Л, называли их «крокодилами». За Л-5 появились более мощные Л-9, Л-11, Л-13. Их испытания проводились в 1939 году. На них была решена главная проблема «пятерок» - перегрев двигателя при длительной максимальной скорости. До 1941 года было построено 15 катеров. С октября 1939 года по июнь 1940 года Краснознамённый Балтийский флот получил пять "Л-5" ТКЛ-1-ТКЛ-5, (ТКЛ – торпедный катер летающий) и три "Л-9" ТКЛ-20-ТКЛ-22. Вооружение серийных машин составляли две торпеды калибром 450мм и два крупнокалиберных пулемета ДШК.

Были попытки первого мирного использования СВП. При подготовке экспедиции на ледоколе «Красин» по снятию с льдины полярников станции «Северный полюс», было решено взять на борт катер типа Л-9. От Ленинграда до Кронштадта его решили перегнать надо льдом Финского залива. Трасса перегона была не обследована, и катер повредил корпус о торосы. До отхода ледокола отремонтировать его не удалось. Завершить испытания помешала война. Катера перегнали в Кронштадт на базу Литке. Там они и простояли до 1947 года, когда были признаны устаревшими и уничтожены.

На какое-то время тема СВП в СССР «заглохла». В 60-е годы наступило её второе рождение. Появились гражданские СВП – катера типа «Сормовичь» и «Заря». Широко были представлены СВП и в ВМФ – это малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12321 шифр «Джейран», десантные катера на воздушной подушке проекта 1205 шифр «Скат», проекта 1206 шифр «Кальмар», проекта 12061 шифр «Мурена» и т.д. , Вершиной этой цепочки стали самые большие в мире СВП – малые десантные корабли проекта 12322 шифр «Зубр». Под стать им и два малых ракетных корабля на воздушной подушке проекта 1239 «Бора» и «Самум». Корабли проекта 1239 и часть кораблей проекта 12322 до сих пор стоят на вооружении ВМФ России.

Суда на подводных крыльях

Эта история во многом похожа на предыдущую. В Веймарской Германии в 1927 году немецкий конструктор Г. Шертель запатентовал V-образное крыло с большой несущей поверхностью. Подъёмная сила крыла при движении в воде с определенной скоростью поднимало судно над водой и позволяло достичь больших скоростей. Как часто бывает в таких случаях, образовался тандем конструктор-предприниматель. Барон Ганс фон Шертель познакомился с владельцем верфи Готтхардом Заксенбергом.

 

Началась совместная работа по созданию судов на подводных крыльях. Идея Шертеля была в том, что на судне устанавливались два V-образных крыла – в носовой и кормовой части судна. Первый катер фирмы прошел испытания в августе 1938 года. Это было пассажирское речное судно длиной 9,5 м и весом 2,8 тонн. Оно развивало скорость 40 узлов. Катер использовался до 1945 года. Серийные корабли, как водится, были военные. К концу 1940-го - началу 1941 года Кригсмарине были переданы шесть патрульных катеров серии TS1 - TS 6. При водоизмещении 6,3 тонн, они были вооружены двумя 15-мм пулеметами и на крыльях развивали скорость 40 узлов. В 1942 году эти катера переклассифицировали в тральщики, и они получили новые обозначения: М371, М372, М373, М374, М378 и М387.

Не совсем понятно, как катера на подводных крыльях могли выполнять функции тральщиков. Единственный возможный вариант использования – борьба с магнитными и акустическими минами. Катера создают соответствующие поля, и заставляют мины взрываться, но за счёт большой скорости, они остаются невредимыми, т.к. успевают уйти вперед от места взрыва. Катера служили на Балтийском море и даже понесли потери. На М372, уже после подписания капитуляции Германией, в западную зону оккупации пытались бежать немецкие офицеры, но 12 мая 1945 года катер был потоплен советской авиацией.

Как и их советские коллеги, немецкие моряки пытались решить, что им делать с такими скоростными катерами. Заказы на них стали передавать и другим фирмам. Осенью 1941 года фирма "Фертенс Шлезвиг" сдала на испытания два из четырнадцати запланированных катеров - минных заградителей типа VS-6 и один торпедный катер на подводных крыльях VS-7. При одинаковой силовой установке и скорости 47 узлов, они имели разное водоизмещение и вооружение: VS-6 - 17 т, один 15-мм пулемет и возможность брать до 3 т мин, а VS-7 -12,8 тонны, две 20-мм скорострельных пушки и две торпеды.

В это же время фирма "Дойче Верфт Гамбург - Гарбург" представила на испытания VS-8 - необычное судно, спроектированное Шертелем при помощи специалистов из авиационной фирмы "Блом и Фосс". Это был построенный из легких сплавов танкодесантный катер на подводных крыльях (!!!).

Он мог брать на борт средние танки весом до 26 т или другие грузы и транспортировать их морем со скоростью до 40 узлов. VS-8 создавался специально для снабжения армии Роммеля в Северной Африке. Вооружение корабля состояло из четырех 20-мм пушек. Было построено два таких корабля. Корабль появился в срок,…но вот только к тому времени корпус Роммеля капитулировал, в том числе и из-за острой нехватки вооружения и боеприпасов.

Надо признать, что идея была очень оригинальная. VS-8, базируясь в захваченной Греции, совершают скоростные переходы на другой берег Средиземного моря. Обнаружить и перехватить транспорт, идущий со скоростью 40 узлов (74 км/ч) очень сложно. Последней разработкой Шертеля времен войны был торпедный катер на подводных крыльях VS-10. При водоизмещении 40 тонн, он развивал скорость 42 узла. Вооружение его состояло из шести 20-мм автоматических пушек и двух 533-мм торпед. Были и другие проекты. В частности, был спроектирован погружающийся катер на подводных крыльях. В СССР Левков спроектировал танк на воздушной подушке!

 

После войны Шертель и Заксенберг перебрались в Швейцарию, где ими была основана компания «Супрамар». В 1952 «Супрамар» построил первое в мире коммерческое судно на подводных крыльях. Оно получило обозначение PT-10 и название «Freccia d’Oro». Первым пассажирским судном на подводных крыльях, пошедшим в серию, стал тип PT-20. Первый PT-20 вступил в строй в 1956 году. Это судно, получившее название «Frecia del Sole» использовалось в качестве парома через Мессинский пролив. Оно стало первым судном на подводных крыльях, получившим разрешение на использование в море. PT-20 имел водоизмещение 32 тонны, брал на борт 72 пассажира и развивал скорость в 35 узлов.

Летом 1945 года создатель крылатого флота Советского Союза Ростислав Евгеньевич Алексеев узнал, что в Ленинграде находится трофейный танкодесантный катер на подводных крыльях VS-8. После войны катер был доставлен в Ленинград и поставлен в плавучий док судостроительного завода №5 НКВД. Алексеев направился туда, чтобы ознакомиться с конструкцией подводных крыльев немецкого конструктора.

После Второй мировой войны корабли на подводных крыльях входили в состав ВМФ СССР, США, Италии, Китая. А Ростислав Алексеев создал множество пассажирских СПК для водных магистралей Советского Союза. Его «Ракеты», «Метеоры», «Кометы», «Циклоны» стали символом эпохи и до сих пор работают на реках, озерах и морях страны

Андрей Максимов

 


Источник: https://versia.ru/torpednyj-kater-vypolz-na-bereg-i-skrylsya-v-lesu



новости
Архив новостей















Суда на воздушной подушке © 2011
+7 (495) 643-30-57, icq 100406722