|
10.09.2019 «Торпедный катер выполз на берег и скрылся в лесу»
Все читатели знают о вертолетах, судах на воздушной
подушке и судах на подводных крыльях. Многие уверены, что эта техника появилась
в 50-60-е годы ХХ века. Однако, это не так. Вертолеты, суда на воздушной
подушке и подводных крыльях появились в конце 30-х годов и даже приняли участие
во Второй мировой войне. По объективным причинам их участие не было массовым,
но оно было. О них наш рассказ.
Суда на воздушной подушке
История развития техники порой бывает несправедлива. В
западной технической литературе сказано, что первые практические суда на
воздушной подушке (СВП) спроектировал английский инженер Кристофер
Сидней Коккерели в 1959 году. Он стал известен потому, что пассажирские СВП
в 60-х годах ХХ века были самыми быстроходными судами, перевозившими пассажиров
через пролив Ла-Манш. Но правда заключается в том, что за 25 лет до этого
профессор Новочеркасского политехнического института Левков уже создал и
испытал на Копанском озере катера на воздушной подушке. Владимир Израилевич
Левков (1895-1954) начал получать высшее образование в Германии, но
после начала Первой мировой войны вынужден был вернуться в Россию. На родине он
стал студентом Донского политехнического института в Новочеркасске и уже тогда
увлекся идеей транспортного средства на воздушной подушке. Назывался этот вид
транспорта в то время «бесколесный вездеход».
В 1925 году Левков написал научную работу «Вихревая
теория ротора», в которой описал принцип работы судов на воздушной подушке. В
1935 году был испытан его первый опытный двухместный катер Л-1, который
подтвердил жизнеспособность этого направления в судостроении. В СССР тех
времен, все новые изобретения обязательно находили свое применение в армии или
на флоте. Военные заинтересовались и выделили Левкову Копанское озеро в
Ленинградской области под полигон для испытания его СВП. Об этих испытаниях
стало известно только после войны из мемуаров одного из испытателей этих
катеров – адмирала Никитина из его книги «Катера пересекают океан».
После экспериментального Л-1 на озере прошел испытания
серийный катер Л-5. Это был настоящий боевой корабль длиной 24 метра и
водоизмещением 11 тонн. На испытаниях он развил фантастическую скорость 73 узла
(135 км/ч)! Заказчик (военно-морской флот) был в некотором
ступоре. Иметь боевой катер с такой скоростью – мечта, но что с ним делать? Для
начала военные предложили вооружить его торпедами и пулеметами и сделать из
него торпедный катер. Испытания с озера перенесли в Финский залив. Мореходность
катера составляла 3 балла.
Катера ходили над сушей, льдами, над сплавом бревен на
реке. Они выходили на обрывистый берег и преодолевали глубокие рвы. Моряки,
участвующие в испытаниях катеров серии Л, называли их «крокодилами». За Л-5
появились более мощные Л-9, Л-11, Л-13. Их испытания проводились в 1939 году.
На них была решена главная проблема «пятерок» - перегрев двигателя при
длительной максимальной скорости. До 1941 года было построено 15 катеров. С
октября 1939 года по июнь 1940 года Краснознамённый Балтийский флот получил
пять "Л-5" ТКЛ-1-ТКЛ-5, (ТКЛ – торпедный катер летающий) и три
"Л-9" ТКЛ-20-ТКЛ-22. Вооружение серийных машин составляли две торпеды
калибром 450мм и два крупнокалиберных пулемета ДШК.
Были попытки первого мирного использования СВП. При
подготовке экспедиции на ледоколе «Красин» по снятию с льдины полярников
станции «Северный полюс», было решено взять на борт катер типа Л-9. От
Ленинграда до Кронштадта его решили перегнать надо льдом Финского залива.
Трасса перегона была не обследована, и катер повредил корпус о торосы. До
отхода ледокола отремонтировать его не удалось. Завершить испытания помешала
война. Катера перегнали в Кронштадт на базу Литке. Там они и простояли до 1947
года, когда были признаны устаревшими и уничтожены.
На какое-то время тема СВП в СССР «заглохла». В 60-е
годы наступило её второе рождение. Появились гражданские СВП – катера типа
«Сормовичь» и «Заря». Широко были представлены СВП и в ВМФ – это малые
десантные корабли на воздушной подушке проекта 12321 шифр «Джейран», десантные
катера на воздушной подушке проекта 1205 шифр «Скат», проекта 1206 шифр
«Кальмар», проекта 12061 шифр «Мурена» и т.д. , Вершиной этой цепочки стали
самые большие в мире СВП – малые десантные корабли проекта 12322 шифр «Зубр».
Под стать им и два малых ракетных корабля на воздушной подушке проекта 1239
«Бора» и «Самум». Корабли проекта 1239 и часть кораблей проекта 12322 до сих
пор стоят на вооружении ВМФ России.
Суда на подводных крыльях
Эта история во многом похожа на предыдущую. В
Веймарской Германии в 1927 году немецкий конструктор Г. Шертель
запатентовал V-образное крыло с большой несущей поверхностью. Подъёмная сила
крыла при движении в воде с определенной скоростью поднимало судно над водой и
позволяло достичь больших скоростей. Как часто бывает в таких случаях,
образовался тандем конструктор-предприниматель. Барон Ганс фон Шертель
познакомился с владельцем верфи Готтхардом Заксенбергом.
Началась совместная работа по созданию судов на
подводных крыльях. Идея Шертеля была в том, что на судне устанавливались два
V-образных крыла – в носовой и кормовой части судна. Первый катер фирмы прошел
испытания в августе 1938 года. Это было пассажирское речное судно длиной 9,5 м
и весом 2,8 тонн. Оно развивало скорость 40 узлов. Катер использовался до 1945
года. Серийные корабли, как водится, были военные. К концу 1940-го - началу
1941 года Кригсмарине были переданы шесть патрульных катеров серии TS1 - TS 6.
При водоизмещении 6,3 тонн, они были вооружены двумя 15-мм пулеметами и на
крыльях развивали скорость 40 узлов. В 1942 году эти катера
переклассифицировали в тральщики, и они получили новые обозначения: М371, М372,
М373, М374, М378 и М387.
Не совсем понятно, как катера на подводных крыльях
могли выполнять функции тральщиков. Единственный возможный вариант
использования – борьба с магнитными и акустическими минами. Катера создают
соответствующие поля, и заставляют мины взрываться, но за счёт большой
скорости, они остаются невредимыми, т.к. успевают уйти вперед от места взрыва.
Катера служили на Балтийском море и даже понесли потери. На М372, уже после
подписания капитуляции Германией, в западную зону оккупации пытались бежать
немецкие офицеры, но 12 мая 1945 года катер был потоплен советской авиацией.
Как и их советские коллеги, немецкие моряки пытались
решить, что им делать с такими скоростными катерами. Заказы на них стали
передавать и другим фирмам. Осенью 1941 года фирма "Фертенс Шлезвиг"
сдала на испытания два из четырнадцати запланированных катеров - минных заградителей
типа VS-6 и один торпедный катер на подводных крыльях VS-7. При одинаковой
силовой установке и скорости 47 узлов, они имели разное водоизмещение и
вооружение: VS-6 - 17 т, один 15-мм пулемет и возможность брать до 3 т мин, а
VS-7 -12,8 тонны, две 20-мм скорострельных пушки и две торпеды.
В это же время фирма "Дойче Верфт Гамбург -
Гарбург" представила на испытания VS-8 - необычное судно, спроектированное
Шертелем при помощи специалистов из авиационной фирмы "Блом и Фосс".
Это был построенный из легких сплавов танкодесантный катер на подводных крыльях
(!!!).
Он мог брать на борт средние танки весом до 26 т или
другие грузы и транспортировать их морем со скоростью до 40 узлов. VS-8
создавался специально для снабжения армии Роммеля в Северной Африке.
Вооружение корабля состояло из четырех 20-мм пушек. Было построено два таких
корабля. Корабль появился в срок,…но вот только к тому времени корпус Роммеля
капитулировал, в том числе и из-за острой нехватки вооружения и боеприпасов.
Надо признать, что идея была очень оригинальная. VS-8,
базируясь в захваченной Греции, совершают скоростные переходы на другой берег
Средиземного моря. Обнаружить и перехватить транспорт, идущий со скоростью 40
узлов (74 км/ч) очень сложно. Последней разработкой Шертеля времен войны
был торпедный катер на подводных крыльях VS-10. При водоизмещении 40 тонн, он
развивал скорость 42 узла. Вооружение его состояло из шести 20-мм
автоматических пушек и двух 533-мм торпед. Были и другие проекты. В частности,
был спроектирован погружающийся катер на подводных крыльях. В СССР Левков
спроектировал танк на воздушной подушке!
После войны Шертель и Заксенберг перебрались в
Швейцарию, где ими была основана компания «Супрамар». В 1952 «Супрамар»
построил первое в мире коммерческое судно на подводных крыльях. Оно получило
обозначение PT-10 и название «Freccia d’Oro». Первым пассажирским судном на
подводных крыльях, пошедшим в серию, стал тип PT-20. Первый PT-20 вступил в
строй в 1956 году. Это судно, получившее название «Frecia del Sole»
использовалось в качестве парома через Мессинский пролив. Оно стало первым
судном на подводных крыльях, получившим разрешение на использование в море.
PT-20 имел водоизмещение 32 тонны, брал на борт 72 пассажира и развивал
скорость в 35 узлов.
Летом 1945 года создатель крылатого флота Советского
Союза Ростислав Евгеньевич Алексеев узнал, что в Ленинграде находится
трофейный танкодесантный катер на подводных крыльях VS-8. После войны катер был
доставлен в Ленинград и поставлен в плавучий док судостроительного завода №5
НКВД. Алексеев направился туда, чтобы ознакомиться с конструкцией подводных
крыльев немецкого конструктора.
После Второй мировой войны корабли на подводных
крыльях входили в состав ВМФ СССР, США, Италии, Китая. А Ростислав Алексеев
создал множество пассажирских СПК для водных магистралей Советского Союза. Его
«Ракеты», «Метеоры», «Кометы», «Циклоны» стали символом эпохи и до сих пор
работают на реках, озерах и морях страны
Андрей Максимов
Источник: https://versia.ru/torpednyj-kater-vypolz-na-bereg-i-skrylsya-v-lesu